В вашей корзине
0 шт. товаров
на сумму 0 руб.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
НАШИХ МАГАЗИНОВ
Печатную версию каталога вы можете получить бесплатно
в магазинах компании LEPNINAPLAST
10.04.2012
Генплан развития Москвы будет готов к концу 2014 года
Подробнее >>>
13.02.2012
Будущее Москвы и новый старый Петербург
Подробнее >>>
01.01.2012
Самые значимые архитектурные события 2011 года
Подробнее >>>
09.12.2011
Стройки в центре Москвы свернут в ближайшие три года
Подробнее >>>
01.12.2011
Союз реставраторов Петербурга обозначил границы и состав исторического центра города
Подробнее >>>
ЛЕПНИНА
Искусство лепного декора от Древнего мира до наших дней
Автор текста: Олег ПУЛЯ
Статья написана специально для сайта www.lepninaplast-fasad.ru
Легендарные врата Иштар в Древнем Вавилоне красивы, но, увы, на них не лепнина – вавилоняне так и не сумели изобрести лепной декор и в этом здорово проиграли египтянам!
Человек всегда, в любые времена стремился к красоте своего жилища. Даже в каменном веке наши далекие предки рисовали на стенах пещер саблезубых тигров и мамонтов. И это были лишь первые шаги в искусстве. Минули тысячелетия, и на просторах земли расцвели цивилизации Древнего мира. Невиданной красоты дворцы и храмы Шумера, Вавилона, Ассирии украшались золотом, керамическими барельефами, резьбой по драгоценному дереву, а природный гипсовый камень шел на полы и облицовку стен – но искусные мастера и строители этих государств так и не додумались до изобретения гипсовой лепнины. Историки и археологи уверенно говорят, что всемирная история лепного декора началась только в Древнем Египте за 5000 лет до нашей эры. Получается, что лепнина – торжественно-белая и золоченая, десятков разных стилей и тысяч разных форм – вот уже семь тысячелетий украшает дома и дворцы, театры и храмы, музеи и усадьбы.
Капители колонн Древнего Египта – прекрасные образцы лепнины
Так почему бы не перелистать страницы прошлого? Давайте посмотрим, как возникло искусство лепнины – и как оно стало неотъемлемой частью не только архитектуры, но и самой истории человечества…
Лепной декор Древнего Египта
Ее величество История традиционно невнимательна к деталям – поэтому точную дату появления лепного декора она не сохранила, а археология, увы, не всесильна. Но первые дошедшие до нас образцы лепнины Древнего Египта относятся еще к додинастической эпохе и временам фараонов Первой династии – от Нармера до Каа. Именно тогда, за 5000–2800 лет до Рождества Христова, в дворцово-храмовом убранстве впервые появились лепные декоративные элементы. А подлинных высот искусство гипсовой лепнины достигло в Египте много позднее, за полтора тысячелетия до нашей эры, в эпоху расцвета мировой древнеегипетской державы – во времена Нового царства, в правление царицы Хатшепсут, фараонов Тутмоса III и легендарного Тутанхамона.
Египетский лепной рельеф IV–III веков до нашей эры
Именно египетские архитекторы и строители заложили начала искусства лепного декора. И неудивительно: фараоны – всесильные владыки Верхнего и Нижнего Египта – знали толк в роскоши. Их дворцы и храмы – «обители миллионов лет» – возводились тысячами рабов, но искусные камнерезы встречались среди них нечасто, а каменного декора требовалось всё больше. Так и появился сперва керамический декор из обожженной глины, а затем и лепной, из гипса.
Поначалу применение лепнины носило в основном утилитарный характер. Например, колонны просто поддерживали крышу, затем верхнюю часть колонн – капитель – стали украшать простейшим резным и лепным орнаментом с цветными росписями по гипсу и камню. Гипсовая лепнина украсила дверные порталы и наличники дверей, а на стенах появились выпуклые лепные полоски, картуши и розетки – оживлявшие штукатурку. Интересно, что лепной декор широко использовался не только в отделке дворцов и храмов, но и в пышных украшениях погребальных камер «домов Вечности» – пирамид.
Колонны Луксора с лепными капителями
Ну а с чего конкретно началась история древнеегипетской гипсовой лепнины? Тут как раз всё очень просто – древнеегипетские строители и архитекторы заметили, что если обжечь гипсовый камень, а затем получившийся порошок – гипс – смешать с водой, заполнить им форму и оставить высыхать на солнце, то новый материал затвердеет, сохранив новую форму с любым рисунком. Причем гипс отличался прочностью, легкостью, во влажном состоянии был еще и очень пластичным, а впоследствии прекрасно поддавался обработке. Поэтому египтяне сразу же перенесли в лепной декор орнаментальные и растительные мотивы, традиционные еще для Месопотамской культуры – Шумера.
Древнеегипетские мотивы в лепнине начала XX столетия, Санкт-Петербург
Давным-давно развеялись пылью тысячелетий утлые домишки простых египтян, обратились в руины дворцы и храмы – великие дома, где обитали боги, – но прекрасное искусство Древнего Египта надолго пережило саму древнеегипетскую цивилизацию. Считается, что искусство это проникнуто некоей мистической мрачностью, – но на самом деле египтяне восторгались высшей красотой жизни на берегах Нила. И свою благодарность богам они выражали в искусстве и архитектуре. Мы можем любоваться их творениями в музеях всего мира и на самой египетской земле, в развалинах гробниц и храмов… Чтобы почувствовать эту красоту – еще раз взгляните на украшенные чудесной лепниной колонны, гипсовые рельефные карнизы и их фрагменты, которые во множестве дошли до наших дней.
Лепнина Древней Греции и Рима
Руины древней библиотеки с остатками щедрой лепнины, 114–135 годы н.э., Римская империя, Эфес (ныне Турция)
Но подлинный расцвет искусству декоративной лепнины принесла эпоха Античности. Во времена Древней Греции и Рима сформировались самые основы, эстетические направления и технология изготовления лепных украшений. Даже нынешнее название «гипс» для уникального материала лепнины появилось именно в Греции, где его именовали «гипсос» – в буквальном переводе «кипящий камень».
Греки развили многие традиции культур Древнего мира – и облекли в классическую четкость и стройность. В искусство строительства и отделки зданий зодчие Греции впервые привнесли ордер – четкую систему архитектурной композиции, сочетающую конструктивные и художественно-декоративные элементы. Украшения капителей (венцов) колонн, пилястры, модульоны, орнаментальные карнизы – с 1100 года до нашей эры эти лепные элементы, зачастую позолоченные, широко применялись для украшения храмов, общественных зданий и домов богатых горожан. Практически все формы архитектурного декора, придуманного в Древней Греции, стали классикой на все последующие времена – вплоть до нашего XXI века.
Колонны языческого храма Божественного императора Адриана (145 год н.э.), руины которого в XVII веке были встроены в здание таможни (ныне римская Биржа)
Римляне позаимствовали у греков самое лучшее – но, отступив от греческой традиции, усовершенствовали и значительно обогатили искусство лепнины. Например, архитекторы и скульпторы Эллады использовали геометрический лепной орнамент – но в Древнем Риме с его стремлением к роскоши предпочитали богатые растительные мотивы. Виноградные кисти и листья, лавровые ветви, цветочные розетки, многофигурные сцены из жизни богов – лепнина Римской империи поражает своим разнообразием и изощренностью сюжетов. Причем, как и в Греции, о высоком общественном положении хозяина дома во многом свидетельствовало обилие золоченой лепнины на потолках, стенах и колоннах.
Лепнина на руинах знаменитых терм Каракаллы. Рим, 212–217 годы н.э.
Колонны вообще были важнейшим элементом архитектуры той эпохи, и первые три колонных ордера – дорический, ионический и коринфский – придумали греки, отцы всей античной архитектуры. К трем греческим ордерам римляне прибавили два своих – тосканский и композитный. Но идеями греков были лаконичность и строгость, поэтому «излишне» пышный коринфский ордер они почти не использовали. А вот идеей римских архитекторов было прославление могущественной и стремительно богатеющей империи – и на этом они не экономили. Поэтому популярность в Риме завоевали колонны наиболее роскошных коринфского и композитного ордеров – верхушки этих колонн украшала лепнина настолько обильная, что они напоминали букет гладиолусов или неимоверно пышный торт.
Лепнина на стене великого Пантеона. Рим, II век н.э.
Вдобавок в Риме изобрели и совершенно новый вид лепнины – «стукко». К гипсу добавляли алебастр, мраморную пудру и крошку, клей и некоторые другие примеси, и в результате лепнина обретала небывалую прочность, а после тщательной полировки становилась неотличимой от роскошного мрамора.
Именно в Риме еще за четыре столетия до нашей эры впервые начали широко применять бетон. Казалось бы – ну при чем тут тема нашего повествования?! Тем не менее как раз использование бетона способствовало широчайшему распространению лепнины. Так, знаменитый Колизей построен из отформованных повторяющихся бетонных арок и перекрытий – а ведь именно идея использовать в архитектуре повторяющиеся отформованные элементы привела к широкому использованию отформованных лепных орнаментов и узоров… В результате технология производства лепнины заметно упростилась и подешевела – и в архитектуре позднего Рима лепнина присутствовала повсеместно.
Этот великолепный фрагмент дает полное представление о красоте древнеримского лепного декора
В лепных орнаментах сплетались стилизованные морские волны, дельфины, рыбы и раковины. Фризы были украшены вычурными гирляндами и рогами изобилия... Капители колонн, арки, ниши, настенные и потолочные розетки – эта красота, воплощенная в искусстве древнеримских мастеров, не может не восхищать даже спустя два тысячелетия!
Античность предопределила направления искусства лепных рельефных украшений, дала незаменимый импульс, который властвовал практически во всех дальнейших стилях архитектуры – в готике и ренессансе, барокко и рококо, классицизме и модерне…
От Тёмных веков – к «взбитым сливкам» рококо
Готическая лепнина на церкви Св. Олафа. Таллин, Эстония, XIII век
А между тем некогда могучие государства Древнего мира постепенно сходили со сцены Истории. В V столетии нашей эры под натиском варваров окончательно пал Рим – и после этого Европа и сменившая Римскую империю Византия погрузились во мрак Темных веков…
В раннем Средневековье большинство культурных и технических достижений древности было забыто, а сложившийся к тем временам в архитектуре романский стиль предполагал не только простые и основательные формы зданий, но и скупой минимум отделки. Лучики солнца из узких окошек-бойниц не в силах были разогнать вечную полутьму во дворцах королей и замках феодалов – и с полутьмой вполне гармонировали тяжелые и грубоватые рельефы из камня. Что ж, эта эпоха к лепному изяществу в архитектуре не располагала!
Средневековый готический портал изобилует лепниной. Прага, Чехия
Всё изменилось, когда романский стиль постепенно вытеснила готика, – но произошло это нескоро, лишь в XII столетии. И самыми кардинальными изменения оказались в архитектуре церковной. На смену мрачноватым и громоздким «крепостям Бога» пришли грациозные, устремленные в небесную высь готические храмы с огромными окнами. Трилистники, крестоцветы, листья винограда, клена, ясеня и дуба – весь этот ажурный лепной декор на колоннах, потолках и наличниках окон подчеркивал возвышенность и тонкую красоту архитектуры новой эпохи. Легендарный собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кёльнский собор – все архитектурные памятники готики неизменно радуют глаз великолепной лепниной. Но все-таки подлинную свободу в мир лепного декора принес только стиль эпохи Возрождения (Ренессанса), сменивший в XIV веке готику…
Шедевр архитектуры Ренессанса – собор Св. Петра в Риме, поражающий роскошным лепным убранством
Любопытно, что архитекторы, художники и вообще люди искусства изначально трактовали ренессанс как возрождение традиций Античности – в противовес якобы варварской готике. Принципы архитектуры Возрождения – «древнеримские» упорядоченность, симметрия, пропорции. В ренессансном декоре окончательно была преодолена тяжеловесность камня, новым материалом стали гипсово-цементные смеси – и лепнина превратилась в один из главнейших элементов убранства зданий. За основу брались античные образцы лепнины, ими восхищались и с радостью копировали. Разумеется, обрели былую популярность и истинно «римские» колонны пышного коринфского ордера.
Камин с восхитительной ренессансной лепниной в покоях Дианы де Пуатье – фаворитки короля Франции Генриха II. Замок Шенонсо, XVI век
Мастера эпохи Возрождения вкладывали душу в лепное преображение архитектуры – и торжественный лепной декор расцветал в просторных интерьерах дворцов, городских домов и общественных зданий. Прекрасные образцы ренессансной лепнины можно увидеть во всех шедеврах той эпохи – от собора Святого Петра в Риме до дворца Пандольфини во Флоренции, построенного великим Рафаэлем. Впрочем, даже ренессансное торжество лепнины оказалось не более чем скромной репетицией в сравнении с истинным пиршеством барокко…
Буйство роскошной лепнины барокко в Палатинской капелле замка Кастельбуоно. Италия, XVII век
Эпоха Возрождения фактически завершилась в 1527-м, со знаменитым падением и разграблением Рима, но в XVII веке выросший из недр угасающего Ренессанса стиль барокко попросту затмил своего предшественника – и именно эту эпоху считают началом победного шествия западной цивилизации по Европе. «Скучный» рационализм был забыт – пышное и вычурно-порочное барокко изогнуло строгие линии ренессансной архитектуры, привнесло в нее затейливую асимметрию, текучесть форм и безмерную роскошь. Лепниной отныне изобиловало всё – потолки и стены, колонны и камины, мебель и дверные порталы, фасады и фронтоны. Причем барочная лепнина была не только гипсово-белой – она сияла богатым золотом и серебром, поражала пышностью и разнообразием. Карнизы с геометрическим и растительным орнаментом, розетки и волюты, пальметты и пилястры, букеты и гирлянды, медальоны и модульоны, кронштейны, маски и маскароны, амуры, картуши, плафоны – все эти названия звучат подобно волшебной музыке! И выбор примеров барокко очень широк – от Люксембургского дворца в Париже и ансамбля Гранд-плас в Брюсселе до творений знаменитого зодчего Растрелли в Российской империи.
Лепнина рококо в гостиной Эрмитажа. Санкт-Петербург, XIX век
Конечно, архитектуру барокко можно было при желании обвинить в излишней парадности и холодноватой напыщенности… Но в первой половине XVIII столетия барокко в дизайне интерьеров обернулся стилем рококо – прельщавшим оригинальностью и в свое время именовавшимся «живописным вкусом». Игривая капризность и грациозность форм рококо позволила окончательно позабыть о строгой симметрии, прямых линиях и плоских поверхностях. Причудливые листья-завитки и раковины, маски и щиты, гирлянды и фестоны – вся эта затейливая лепная отделка торжествовала в оформлении стен и плафонов, дверей и окон.
Классицизм и модерн
Тонкий лепной декор раннего классицизма. Зеленая столовая Екатерининского дворца в Пушкине, конец XVIII века
Впрочем, пристрастия человеческие непостоянны, а мода архитектурная переменчива и капризна. В XVIII веке «взбитые сливки» лепнины позднего барокко и рококо ушли в историю – ими пресытились и архитекторы, и аристократы-заказчики, и демократически настроенные круги европейского общества. Во Франции уже в царствование Людовика XV (1715–1774) началось строительство архитектурных ансамблей в древнеримском духе. А в конце века, при Людовике XVI, новое направление – классицизм – уверенно завоевало позиции главного архитектурного стиля.
Лепнина в стиле позднего классицизма. Дворянское собрание Костромы, 1837 год
Классицизм, стремившийся к логической стройности и идеальным формам Античности, вновь подчинил всю архитектурную композицию ордерной системе – предельно близкой по формам и пропорциям к греческо-римской. Структуру сооружений теперь определяли четкие объемы залов и комнат, гладкие пространства стен, строгость интерьеров, простота и сдержанность декора и общий «благородный лаконизм». В первой трети XIX столетия классицизм окончательно стал единым языком архитектуры от сибирского Минусинска в Российской империи до Вашингтона в Северо-Американских Соединенных Штатах. Причем тут сложно выделить отдельных архитекторов или самые знаменитые здания – Санкт-Петербург и Варшава, Дублин и Хельсинки фактически превратились в громадные музеи классицизма!
Барочно-классицизированная эклектика. Фасад театра Лентовского (РАМТ), Театральная площадь в Москве, 1882 год
Лепнина в классицистической архитектуре использовалась намного более умеренно, особенно по сравнению с роскошью недавнего прошлого. При этом геометрическое совершенство интерьеров подчеркивалось лаконичностью и симметрией пластического декора. В основном это были колонны и пилястры с каннелюрами – коринфского и ионического ордеров, арочные обрамления и кессоны. Из сюжетов самыми популярными оказались пасторальные мотивы – гирлянды и букеты цветов, вазы и ленты, животные и музыкальные инструменты. И, разумеется, у Античности заимствовались орнаменты, шлемы и луки, копья и колчаны, факелы, ионики и листья аканта.
Лепнина в стиле модерн на фасаде доходного дома герцога Лейхтенбергского. Санкт-Петербург, 1905 год
Хотя военная тематика в лепном декоре была свойственна в основном ампиру – имперскому стилю позднего классицизма. Ампир стал апогеем классицизма, и его родиной также оказалась Франция – на этот раз блиставшая батальными победами Франция императора Наполеона. Архитекторы вдохновлялись образами военной славы Римской империи, парадные интерьеры дворцов воплощали имперское величие, и в лепнине активно использовались военные мотивы – впрочем, впоследствии разбавленные элементами лепных рельефов Древнего Египта и вазами в этрусском стиле.
Знаменитый Дом Бальо архитектора Антони Гауди. Мадрид, Испания, 1906 год
На закате эпохи классицизма, с 1830-х годов, этот архитектурный стиль вполне мирно уживался с романтической эклектикой – от тех же древнеегипетских мотивов до неоготики. Во Франции строгость классицизма разбавлялась заимствованиями из ренессанса и барокко, в Германии популярность обрел стиль Древней Греции. Эклектика, повторявшая и цитировавшая художественные стили прошлого, главенствовала в Европе вплоть до конца 1870-х годов. Нечто по-настоящему новое в архитектуру и искусство лепного декора принес только вступивший в права под занавес XIX столетия стиль модерн – он же ар-нуво, он же югендстиль…
Эклектика изжила себя, и модерн решительно отказался от четкого геометризма, симметрии, прямых углов и прямолинейности вообще. Архитектурные линии и элементы стали более «природными» – естественными, свободными. Внешний вид зданий и их интерьеры сочетали художественное и утилитарное, эстетику и функциональность. Модерну предстояло стать невиданным синтетическим стилем, в котором всё окружение человека выполнялось бы в едином ключе. И, разумеется, в силу этого «высшего предназначения» модерна резко возрос интерес к искусству пластического декора.
Потрясающий лепной декор на здании архитектора Михаила Эйзенштейна.
Рига, Латвия, 1908 год
Автор поистине фантастических зданий испанец Антонио Гауди, бельгиец Виктор Орта, американец Луис Салливен, российский зодчий Фёдор Шехтель – среди «программных» архитекторов модерна много громких имен. В их творениях лепнина обрела текучесть и элегантную орнаментальность, ее лаконичные линии изгибались подобно прихотливым растениям. Идеями и плотью лепного декора стало всё созданное природой – ветви и листья, морские раковины и чешуя рыб, игра волн и цветы лилий, ирисов и цикламенов. Для ценителей искусства эпоха модерна – это время настоящих сокровищ, вошедших в золотой фонд и мировой, и российской архитектуры!
Именно к истории российской архитектуры и сопутствующей ей истории лепного декора мы сейчас и обратимся – а история эта ничуть не менее увлекательна и богата! Богата событиями, именами великих правителей и архитекторов – и поистине великой архитектурой.
Лепной декор в дореволюционной России
Лепнина барокко в парадном интерьере Зимнего дворца, Санкт-Петербург
В государстве Российском первые опыты использования лепнины пришлись на рубеж XVII и XVIII столетий – времена небывалого крушения всего старозаветного уклада жизни и построения нового государства. Пётр Великий железной рукой совершил чудо, трансформировав традиционную сословно-представительную монархию Русского царства в абсолютную монархию прусско-голландско-шведского образца. Российская империя стала второй в мире по площади после империи Британской – и в ее основополагающих документах четко фиксировался принцип абсолютизма: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу давать не должен». При этом основные центры силы прежней Руси – Боярская дума и Патриаршество – утратили свою власть. Ранее именно традиции боярства и старого духовенства определяли самую суть русской архитектуры – теперь же всё совершалось исключительно по воле государевой. Ну а воля Петра I в области архитектуры была выражена предельно ясно…
Ампирные ангелы Спасо-Преображенского собора. Санкт-Петербург, XIX век
Отстраиваемый на пустом месте Санкт-Петербург своими масштабами должен был превзойти столицы Европы, и архитектура его изначально планировалась в чисто европейском духе. А потому модный в Европе барочный лепной декор украсил первые же здания и дворцы новой имперской столицы.
Барочная лепнина на соборе Смольного монастыря. Санкт-Петербург, 1830-е годы
Любопытно, что из-за вечнопасмурного неба и рассеянного света, не дающего резких теней, в петербургской архитектуре использовали довольно яркие краски. Жилые и общественные здания окрашивались в желтый, голубовато-бирюзовый, красный, зеленый тона. Поэтому контрастно-белые архитектурные детали – и гипсовая лепнина в первую очередь – придавали городу незабываемый колорит.
Санкт-Петербург стал жемчужиной российского градостроения – а за столицей очень быстро последовали дворянские особняки, усадьбы и официальная архитектура Москвы и других городов. Но именно что последовали! Поэтому как раз на примере Петербурга интересно отследить становление в России искусства лепного декора – как и всей архитектуры нового государства. Тем более что отныне связаны они были неразрывно…
Парадно-военный ампир в зале развода караула. Зимний дворец, XIX век
Заметим, что по-настоящему капитальных, кирпичных и каменных зданий во времена самого Петра I и вплоть до царствования Екатерины II строилось в Петербурге немного. В основном это были деревянные постройки, крашенные под камень или мрамор, – и быстрая, легкая лепнина из гипса или мягкого камня как нельзя лучше завершала картину. Смешно сказать, даже императорский Зимний дворец поначалу напоминал походный бивуак – в первых вариантах он скоро строился и столь же скоро разрушался-достраивался-перестраивался. Не спасала и обильная лепнина – не только белая, но и насыщенная цветом и позолотой. По свидетельствам историков, к 1750 году Зимний «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого, и самая странность императорского дворца … не могла быть приятна государыне».
Лепное убранство в гостиной герцога Лейхтенбергского. Зимний дворец, XIX век
Пятый, окончательный вариант Зимнего дворца начали возводить в 1754-м при императрице Елизавете Петровне, под руководством знаменитого Франческо Растрелли. Проект необычным образом сочетал элементы классицизма, барокко, рококо и национального русского зодчества. При этом огромное внимание уделялось отделке – обер-архитектор Растрелли лично рисовал завитки лепнины, которая связала в единый ансамбль весь роскошный декор громадного здания, от фасадов до внутренних покоев. В одном лишь 1758 году во дворце работало более 1000 лучших квадраторов, как тогда именовали резчиков по гипсу. Впрочем, несмотря на старания архитекторов, Елизавета окончания строительства так и не увидела – дворец в полуготовом виде принимал в апреле 1762-го ее преемник Пётр III. Затем, летом того же года, на престол вступила Екатерина II Великая, в начале царствования которой дворец наконец и обрел знакомый нам облик.
Потрясающий лепной декор Эрмитажа
Новая императрица первым делом отстранила Растрелли – его стиль не соответствовал вкусам самой Екатерины II и, конечно же, вкусам ее двора. Внешний вид Зимнего оставался почти без изменений, но внутренней красотой в дальнейшем занимались сторонник барокко Савва Чевакинский и предпочитавшие классицизм Юрий Фельтен, Жан Вален-Деламот и Антонио Ринальди, а в конце XVIII столетия – классицисты Иван Старов и Джакомо Кваренги. Именно они создавали неслыханное великолепие парадной лепнины в залах и галереях Зимнего.
Екатерининский дворец в Царском Селе украшен колоннами, фигурами кариатид и атлантов, картушами и львиными масками
Увы, из того декора не сохранилось практически ничего. В 1837 году во дворце произошел грандиозный пожар, зарево которого наблюдалось на 70 верст окрест. В огне погибли интерьеры второго и третьего этажей, было уничтожено или серьезно повреждено все внутренне убранство. Восстанавливали Зимний свыше двух лет, и работали над ним лучшие архитекторы того времени. При этом интерьерная лепнина, в основном следовавшая первоначальным образцам, дополнилась мотивами ампира, готики, древнерусского декора и второго рококо. В таком виде Зимний дворец дошел до наших дней – с восхитительными образцами русского лепного декора.
Московский «послепожарный» ампир – таким декором украшались городские дома, которые строились после знаменитого пожара 1812 года
Не менее интересна история Гатчинского дворца, возведенного под Петербургом в 1766–1781 годах. Итальянский архитектор Антонио Ринальди строил его для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова, и декор дворца изначально был отмечен самой изысканной лепкой стилизованных растений, плодов и цветов. В 1790-х для Павла I, нового владельца дворца, зодчий Винченцо Бренна создал другие интерьеры. В новом декоре строгость античных архитектурных форм сочеталась с барочной пышностью обильной лепнины. И лепнина эта была совсем иной. Сложнейшие орнаментальные композиции, щедро украшенные позолотой, эффектно выделялись на фоне светло тонированных стен, вызывая неподдельное восхищение современников. Все великолепие внутренней отделки сохранялось почти полтора века – пока не было утрачено во время пожара в военном 1944 году…
Последний всплеск модерна: лепнина на знаменитом Египетском доме в Санкт-Петербурге, 1913 год
Конечно же, рассказ о Зимнем и Гатчинском дворцах – всего лишь две примечательные страницы из интереснейшей истории российского лепного декора. Историю эту можно рассказывать бесконечно – и она отнюдь не ограничивается Санкт-Петербургом и Москвой. Но так или иначе именно лепнина стала своеобразной визитной карточкой города на Неве. Михайловский замок, Строгановский и Таврический дворцы, Петергоф, Екатерининский дворец в Царском Селе… Объясняется это тем, что основная архитектурная деятельность сосредоточилась в Санкт-Петербурге, тогда как архитекторы Москвы специализировались на городских домах и загородных барских усадьбах. Поэтому московские архитектурные ансамбли XVIII столетия скромнее по масштабам и известны гораздо менее – например, здание Сената в Кремле, дом Пашкова, дворцовая резиденция в Царицыно или усадьба Архангельское под Красногорском. Но все эти архитектурные шедевры неизменно украшал богатейший лепной декор, над которым работали лучшие российские и иностранные зодчие.
Панно в стиле ампир на стенах Спасо-Преображенского собора. При взгляде на тематическую лепнину 1940–1950-х – сравнение не в пользу сталинского ампира!
Шло время, и к началу XIX века пышное барокко сменилось строгим классицизмом, а еще через столетие излюбленными стилями русских архитекторов стали эклектика и модерн. Но от использования лепного декора не отказывался никто и никогда – вплоть до величайших социальных и экономических потрясений рокового 1917 года.
Времена сталинского ампира
Холодная архитектура конструктивизма напрочь избавилась от буржуазных лепных излишеств. Москва, 1928 год
Разумеется, история лепнины – как и история всей отечественной архитектуры – вовсе не закончилась с крушением Российской империи… Причиной полного краха экономики стала Первая мировая война, и к 1916-му строительство практически остановилось по всей стране – к этому времени стало не до новых домов, и тем более не до их украшения. Разруха Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской была преодолена только к началу 1920-х – но в Стране Советов реалии оказались уже совсем иными. Наступило время архитектурного авангарда – рационализма и конструктивизма. Холодная, предельно рационалистичная и в чем-то даже нечеловеческая архитектура тех лет напрочь избавилась от всех «излишеств» вроде лепного декора. Вот только получилась эта эпоха совсем недолгой…
Невоплощенный проект Дворца Советов, украшенного обильной и помпезной лепниной, с 1932 года определял стиль всей официальной архитектуры СССР
СССР превращался в одно из самых мощных государств мира, на глазах обретая имперское величие… Величие, требовавшее воплощения всеми архитектурными средствами. Поэтому с лета 1932 года ни один конструктивистский проект попросту не принимался к рассмотрению – в советской архитектуре почти мгновенно произошел переход к монументальному классицизму. Рубежом отсчета сталинского классицизма, или ампира (в том числе и от слова empire – империя), стал принятый в 1932-м проект грандиозного Дворца Советов – неосуществленный, но и незабываемый. На месте обращенного в прах храма Христа Спасителя планировалось воздвигнуть громаду 415-метровой высоты – над вершиной которой вознеслась бы в облака 80-метровая статуя Ленина...
Декор московского метро славил величие новой советской империи – с уважением
к воинской славе России минувших веков. Станция «Новокузнецкая», 1943 год
Отныне стиль всей официальной архитектуры определялся стилем Дворца Советов. Именно в этом проекте нашли свое воплощение максимальная парадность и показное государственное величие. Массивные резные карнизы, пышные колонны, картуши, венки, аканты, розетки, барельефы с изображением государственной символики и счастливых трудящихся – возвращение лепнины стало поистине триумфальным. И в 1940–1950-х годах стиль советской империи наглядней всего воплотился в помпезных московских высотках и архитектуре метро.
И все же сталинский ампир заметно проигрывал лепнине старых мастеров...
Точку в этом торжестве поставила банальная экономика. Советский Союз понес в Отечественной войне громадные материальные потери – и попросту не мог позволить себе таких расходов. Эпоха сталинского ампира завершилась в мгновение ока, с выходом в ноябре 1955-го постановления ЦК КПСС и Совмина «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Под давлением Никиты Хрущева лепнина и фасадная, и интерьерная была признана пережитком прошлого, церковностью и поповством. А потому в новом социалистическом строительстве места для нее не нашлось... Любопытно, что по первому же решению партии и правительства архитекторы принялись спешно убирать из готовых проектов все рецидивы запрещенной лепнины и вообще любые декоративные элементы. Причем даже недавно построенные дома стали буквально хирургическим путем избавлять от всех уже смонтированных лепных «излишеств». На долгие десятилетия СССР превратился в страну типовых и строго функциональных зданий. Всё изменилось только в самом конце XX века, когда российская архитектура вновь обрела свободу.
Лепнина нового тысячелетия
Золото современного лепного декора в загородных особняках и парадных офисах соперничает в роскоши со зданиями XVIII–XIX столетий
Лепной декор, история которого в России началась три столетия назад, и сегодня является наилучшим вариантом для создания оригинального интерьера. Лепнина словно излучает особый праздничный свет, пробуждает в душе ностальгию и нотки приятной грусти, вызывает ассоциации с давно ушедшими временами изысканной роскоши, изящества и аристократизма.
Снежно-белые лепные потолки XXI века равняются на лучшие образцы лепнины аристократических дворцов прошлого
Сейчас лепнина благодаря современным технологиям может быть не только традиционной гипсовой, но и полиуретановой, и полистирольной – гораздо более легкой, экономичной и удобной в монтаже. Наличники окон и дверных проемов, каминные порталы и дымоходы, пилястры, розетки, плинтусы, колонны и полуколонны – все разнообразнейшие лепные элементы легко собираются в любую композицию. При этом лепнина может исправить многие огрехи проектирования. Полуколонны наилучшим образом замаскируют проложенные в неудачных местах технологические стояки и трубы, а боссажи, гирлянды и медальоны скроют швы между панелями и неровности стен.
Украсьте фасад дома современным лепным декором – и ваш особняк обретет подлинную неповторимость!
Преображая интерьер и внешний облик дома, лепнина работает как стилеобразующий элемент. С ее помощью архитекторы и дизайнеры создают в пространстве дома эстетический фон ренессанса и барокко, классицизма и модерна – или даже хай-тека. При этом лепнину вовсе не обязательно оставлять классически-белой. Ее можно расписать акриловыми красками или обработать патиной и воском – это визуально состарит ее, и она обретет внешнюю бархатистость, свойственную роскошным интерьерам дворцов далекого прошлого. А можно и позолотить – такой лепной декор создаст в доме атмосферу аристократических покоев XVII–XIX века. Лепнина – истинная королева декора, она побеждает монотонную гладкость потолков и стен и дарует им объем и неповторимость. Именно благодаря лепнине ваша квартира, офис или загородный особняк могут обрести торжественно-чарующий дух подлинного искусства.